Автор
Плис Валерий Иванович 578 статей

§2. Кинематика

Рассмотрение задач описания движения традиционно начинается с кинематики. Так называют раздел механики, в котором движение тел рассматривается без выяснения причин, его вызывающих. Начнём с равномерного движения.

Пример 1

Корабль `A` и торпеда `B` в некоторый момент времени находятся на расстоянии `l = 1  sf"км"`  друг от друга (см. рис. 1). Скорость корабля  `v_1 = 10  sf"м/с"`, угол `alpha = 60^@`. Скорость торпеды `v_2 = 20  sf"м/с"`. При каком угле  `beta` торпеда попадёт в цель?

Решение

По условию цель и торпеда в лабораторной системе отсчёта движутся равномерно, их радиусы векторы зависят от времени по закону

`vecr_1 (t) = vecr_(01) + vecv_1 t`, 

`vecr_2 (t) = vecr_(02) + vecv_2 t`

Перейдём в систему отсчёта, связанную с кораблём (точка `A`) и движущуюся поступательно относительно лаборатории. В этой системе положение торпеды (точки `B`)  в любой момент времени определяется вектором

`vec rho (t) = vecr_(2)(t) - vecr_(1) (t) = (vecr_(02) - vecr_(01)) + (vecv_2 - vecv_1)t`.

Отсюда следует, что  в подвижной системе торпеда движется  по прямой, проходящей через её начальное положение, определяемое вектором `vecrho_0 = vecr_(02) - vecr_(01)`, а направляющим вектором прямой является относительная скорость `vec u = vecv_2 - vecv_1`. Такая прямая проходит через начало отсчёта подвижной системы (торпеда попадает в цель) в том случае, когда векторы `vecrho_0` и `vec u` антипараллельны. В рассматриваемой задаче это выполняется при равенстве проекций скоростей `vecv_1` и `vecv_2` на перпендикуляр к `vecrho_0`, т. е. к  `AB`,  `v_1 sin alpha = v_2 sin beta`.

Отсюда `sin beta = (v_1)/(v_2) sin alpha = (10)/(20) sin 60^@ = (sqrt3)/4 ~~ 0,43`,   `beta ~~25,5^@`.

Обратимся к равнопеременному движению. Как известно, в этом случае зависимости скорости и перемещения от времени имеют вид

  `vec v (t) = vecv_0 + vec a t`,   `vec r (t) = vecr_0 + vecv_0 t + (vec a t^2)/2`.

Среди всевозможных случаев равнопеременного движения особое место занимает движение под действием гравитационных сил - свободное падение тел в однородном поле тяжести с постоянным ускорением `vec a = vec g`. Из второго соотношения следует, что при свободном падении вектор перемещения `vec r (t) - vec(r_0)` материальной точки за время от `0` до `t` равен сумме векторов `vecv_0 t` и `(vec g t^2)/2`. Это означает, что движение тела, брошенного под углом к горизонту, есть суперпозиция равномерного прямолинейного движения со скоростью  `vecv_0` и свободного падения в однородном поле тяжести `vec g` с нулевой начальной скоростью.

Пример 2

Пушка расположена у основания склона, образующего с горизонтом угол `alpha = 30^@`. Под каким углом `beta` к склону следует произвести выстрел с начальной скоростью `v_0 = 100  sf"м/с"` так, чтобы дальность полёта снаряда вдоль склона была наибольшей? Найдите эту максимальную дальность `S_max`.

Здесь и далее в Задании ускорение свободного падения `g = 10  sf"м/с"^2`. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало.

Решение

Перемещение снаряда  за время `T` полёта равно

`vec r (T) = vecv_0 T + (vec g T^2)/2`,

(считаем `vecr_0 = vec 0`).  Изобразим эти векторы на рисунке 2.

Проекции векторов `vecv_0 T` и `(vec g T^2)/2` на направление нормали к склону равны по величине

`v_0 T sin beta = (gT^2)/2 cos alpha`.

Отсюда находим продолжительность `T` полёта мяча `T = (2 v_0)/(g) (sin beta)/(cos alpha)`. Дальность `S` полёта равна алгебраической сумме проекций векторов `vecv_0 T` и `(vec g T^2)/2`  на  склон `S = v_0 T cos beta - (gT^2)/2 sin alpha`.

С учётом выражения для времени полёта последнее соотношение перепишем в виде

`S = (v_0^2)/(g cos^2 alpha) (sin (alpha + 2 beta) - sin alpha)`.

Отсюда следует, что наибольшей дальности соответствует такой угол `beta`, при котором множитель в скобках в последнем соотношении принимает наибольшее значение, т. е.

`sin (alpha + 2 beta) = 1`,  `alpha + 2 beta = pi/2`,  `beta = 1/2 (pi/2 - alpha) = 1/2 (pi/2 - pi/6 ) = pi/6`.

Отсюда следует, что выстрел следует производить по биссектрисе угла между склоном и вертикалью. В этом случае дальность полёта наибольшая и равна

`S_max = (v_0^2 (1 - sin alpha))/(g cos^2 alpha) ~~ 670 sf"м"`.

Пример 3

Камень брошен со скоростью `v_0 = 20  sf"м/с"` под углом `alpha = 60^@` к горизонту. Найдите радиус `R` кривизны траектории в окрестности точки старта. Через какое время `tau` после старта вектор скорости повернётся на  `varphi = 1^@`?

Решение

Известно, что движение точки по окружности с постоянной  по величине скоростью есть движение ускоренное, при этом вектор ускорения в  любой момент  времени направлен к центру окружности, а его величина постоянна и определяется, например,  по одной из формул

`a_n = (v^2)/R = v omega = ((2pi)/(T))^2 R`.

Естественное обобщение этого результата для движения по произвольной криволинейной траектории состоит в следующем: неравномерное движении по произвольной криволинейной траектории может быть представлено как последовательность перемещений по элементарным дужкам окружностей, радиус каждой из которых можно вычислять по формуле `R = (v^2)/(a_n)`. Эту величину называют  радиусом кривизны траектории в малой окрестности рассматриваемой точки.

Для решения задачи воспользуемся соотношениями `R = (v^2)/(a_n)`,  `omega = (a_n)/v`.

В  малой окрестности точки старта `v = v_0`, нормальное ускорение `a_n` есть проекция ускорения свободного падения `vec g` на нормаль к траектории (рис. 3)

`a_n = g * cos alpha`.

Из преведённых соотношений находим радиус кривизны траектории в малой окрестности точки старта

`R = (v_0^2)/(g cos alpha) = (20^2)/(10 * 0,5) = 80  sf"м"`,

и угловую скорость, с которой в этой окрестности вращается вектор скорости,

`omega = (g cos alpha)/(v_0)`.

Тогда время поворота вектора скорости на угол `varphi = pi/(180) ~~ 0,017` рад будет равно 

`tau = varphi/omega = (varphi * v_0)/(g * cos alpha) = (0,017 * 20)/(10 * 0,5) ~~ 0,07  sf"с"`.